Игры и упражнения для детей

Дидактические игры и упражнения для детей

В данном материале подобраны дидактические игры, которые помогут вашему ребенку освоить необходимые знания. 
Дидактические игры для речевого развития:
  1. "В магазине игрушек";
  2. "Скажи наоборот";
  3. "Кто где живёт?" (по лексическим темам);
  4. "Назови ласково" (по лексическим темам)";
  5. "Большое - маленькое";
  6.  "Скажи какой?";
  7. "Вот так произносятся звуки";
  8. "Громко - тихо";
  9. "Лошадки цокают копытцами";
  10. "Шар лопнул";
  11. "Летят снежинки", "Вьюга";
  12. "Помоги найти маму";
  13. "Чудесный мешочек" и т.д. 
Дидактическая игра "Скажи наоборот"
Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мысленную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.
Правила игры: Педагог (родитель) начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу. 
Например: Скажу я слово "высоко", а ты ответишь... Низко. Скажу я слово "далеко", а ты ответишь... Близко.
Дидактическая игра "Помоги найти маму"
Цель: Закрепить правильное произношение звуков. Упражнять в формировании грамматического строя речи.
Содержание: У всех детей предметные картинки с изображением детёнышей животных.
Например: "Кто у тебя нарисован, Коля?" (цыплёнок) - "Кто у цыплёнка мама?" (курица). Позови цыплёнок свою маму (пи-пи-пи) и т.д.
Дидактические игры для физического развития:
  1. Игра "Ходим-бегаем";
  2. Игра "Птички на ветке";
  3. Игра "Слушай мою команду";
  4. Игра "Дружные пары" и т.д.
Дидактическая игра "Птички на ветке"
Цель: Научить детей правильно прыгать с небольшой высоты (приземляясь на носочки и сгибая колени) и прыгать за вожаком. 
Правила игры: Прыгнуть к воде вовремя, когда прозвучит сигнал педагога или родителя. 
Например: Дети превращаются в птичек. Наступила весна, птички весело летают. Потом они садятся отдыхать на деревья (скамейки), чистят перышки. Птички видят озеро. Вожак стаи дает сигнал: купаться! Птички спрыгивают с веток к пруду. Потом птички купаются. 
Подвижные игры для физического развития:
  1. "Солнышко и дождик";
  2. "Попади в круг";
  3. "Найди свой домик";
  4. "Девочки и мальчики, прыгают как зайчики";
  5. "Тучка и солнышко"
  6. "Аист и лягушки";
  7. "Ручеек";
  8. "Дружные ребята" и т.д.
Подвижная игра "Аист и лягушки"
Цель: Развивать ловкость, координацию движений.
Правила: На земле или на асфальте рисуется игровое поле - большое озеро с бухтами, мысами, островками. "Лягушки" сидят в озере. Они не могут выпрыгивать на сушу. Вокруг озера бегает "аист". Ему нельзя заходить в воду, но он может прыгать с острова на остров. При этом аист пытается поймать лягушку. Каждая пойманная лягушка выходит из игры. Последняя становится аистом.
Игровые упражнения для физического развития:
  1. "Прокати мяч";
  2. "Пронеси не урони";
  3. "Пойдем по мостику";
  4. "Через ручеек";
  5. "Бери мяч";
  6. "Пружинка";
  7. "Прокати и сбей";
  8. "Полоса препятствий" и т.д.
Игровое упражнение "Через ручеек"
Цель: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.
Правила упражнения: Все играющие сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра - это ручеек. Дети должны по камушкам -дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову "Пошли!" 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону - "сушить обувь". Все дети должны перейти через ручей. Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек. Перебираться можно только по сигналу. 
Если у вашего ребенка данное упражнение не составило труда, можно изменить его. Например, увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге. 
Дидактические игры для социально-коммуникативного развития:
  1. "Назови себя";
  2. "Назови ласково";
  3. "Ручеёк";
  4. "Магазин вежливых слов";
  5. "Чудесный мешочек";
  6. "Что хочет делать Маша";
  7. "Кому это нужно?";
  8. "Одень куклу";
  9. "Что изменилось?";
  10. "О чём говорит светофор?"
  11. "Съедобное-несъедобное";
  12. "Накроем стол для кукол";
  13. Беседы о родственных связях;
  14. Беседы о профессиях  и т.д. 
Дидактическая игра "Кому это нужно"
Цель: Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Правила игры: Родитель (педагог) показывает ребенку различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен няне (повару), чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.
Дидактическая игра "О чём говорит светофор?"
Цель: Закрепление знания сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.
Ход игры: Данная игра может проводиться как с помощью карточек (макета светофора), так и на практике, переходя дорогу. Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.

Дидактические игры для художественно - эстетического развития:
  1. "Придумай сам";
  2. "Расскажи об их настроении";
  3. "Что это может быть?"
  4. "Подбери краски, которые использовал художник в своей картине";
  5. "Цвета вокруг нас";
  6. "Художники-волшебники";
  7. "Собери капельки в стакан";
  8. "Узнай и дорисуй";
  9. "Красиво-некрасиво" и т.д.
Дидактическая игра "Собери капельки в стакан"
Цель: Научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.
Ход игры: Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель. Родитель (педагог) говорит ребенку: "Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте капельки такого же цвета." У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов. 
Дидактическая игра "Подбери краски, которые использовал художник в своей картине"
Цель: В процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Ход игры: Подготовить необходимые материалы - картинки с изображением пейзажа, цветные полоски. Каждый играющий получает картинку с изображением пейзажа. прикладывая цветные полоски к изображению, ребёнок отбирает те цвета, которые есть в его картинке. 
Дидактические игры для познавательного развития:
  1. Игра на развитие восприятия пространства: "Разрезные картинки";
  2. Игра - упражнение на развитие восприятия пространства "Автомобиль";
  3. Игры на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений: "Соберем бусы для мамы"; "Чудесный мешочек";
  4. Игры и упражнения на развитие зрительной памяти: "Какой игрушки не хватает?"; "Запомни картинку";
  5. Игры на развитие мышления: "Покупка овощей"; "Животные и детеныши";
  6. Игра "Длинное-короткое", "Широкое-узкое";
  7. Игра "Подбери фигуру";
  8. Игра "Узнай и запомни" и т.д.
Дидактическая игра "Подбери фигуру"
Цель: Закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Ход игры: Подготовить для детей карточки с контурами 5 геометрических фигур. Воспитатель (родитель) показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: "У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так,чтобы они спрятались". Просим детей обводить пальчиком каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывать ("прятать") ее на начерченную фигуру. 

Игры и упражнения для развития речи!

Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома, служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму. 

Упражнения для развития артикуляционного аппарата
«Лопаточка»
.
Рот открыт, широкий расслабления язык лежит на нижней губе.
Раз-два-три-четыре-пять,
Мы идем, идем гулять,
Все лопаточки возьмем
И в песочницу пойдем.
У меня лопатка —
Широка да гладка.

«Чашечка».
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку доставай. 

«Стрелочка». 
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Раскрывай пошире рот
И тяни язык вперед.
Раз, два, три, четыре, пять —
Стрелку будем выполнять.

Динамические упражнения для языка
«Лошадка».
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Цок-цок-цок!
Мы все сказали,
Как лошадки поскакали.
Вот лошадки поскакали,
Язычок, поцокай с нами
Эй, а где ж улыбка?
Зубки и «прилипка».


«Гармошка».
Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
У Антошки есть гармошка.
Поиграй-ка нам немножко.


«Маляр».
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
Старательно красим: назад и вперед,
Я улыбаюсь, а язык не поймет,
Как твердое небо он выкрасит в срок?
Давайте покрасим скорей потолок!
Маляр торопился
И кисть уволок.


«Вкусное варенье».
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
Язык широкий положи
И края приподними.
Оближем верхнюю губу —
Варенье очень я люблю.
Всем на удивление
Вкусное варенье.
Кто любит варенье,
Делает движение —
Губу оближи,
Язычок покажи.

Упражнения для губ
«Заборчик».
Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
Улыбнись и ты,
Покажи зубки крепкие твои.
Мы покрасим дощечки
И поставим вот так.
За забором утки ходят
И кричат кря-кря!
Шире рот открыли мы,
Зубы показали
Губы растянули,
В улыбке утонули.


«Трубочка».
Выпячивать губы вперед бочкой.
Чи-чи-чи, как трубачи,
Все потянем губочки
И покажем трубочки.


«Хоботок».
Вытягивать сомкнутые губы вперед.
Посмотрите, это кто? Это слоник с хоботком.

Упражнения для пальчиковой гимнастики
«Дом».
Разведенные книзу пальцы опираются на стол.
«Зайчик». Указательный и средний пальцы разведены, безымянный и мизинец полусогнуты и наклонены к большому.
Указательный и средний пальцы подняты вверх — это ушки; оставшиеся пальцы собраны в кулак — туловище.

Комплексы пальчиковой гимнастики (в играх и упражнениях)
«Строим дом».
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх — это молоток. В течение всего стихотворения молоток заколачивает гвозди (движение сверху вниз большим пальцем — сначала прямым, затем согнутым).
Взрослый читает стихи:
Целый день тук да тук.
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
 Этот дом для зайчиков.




Хотим играть!

Каждому ребёнку так и хочется "побренчать" на пианино, как он только входит в музыкальный зал! К сожалению, мы не можем  это позволить, иначе начнётся невообразимый "концерт" за который нас не похвалят, да и настройка пианино недёшево обходится детскому саду. Но отчаиваться не стоит: мамы и папы мы можем исполнить это желание! И вовсе не обязательно покупать пианино. В интернете существует огромное количество различных игр, полезных и не очень... Но вот некоторые которые мы  хотели бы вам порекомендовать. По этой ссылке Пианино можно поиграть, его звук почти как настоящий! А эта игра для очень усидчивых и внимательных для развития слуха и голоса. А если у вас дома есть планшет, можно установить приложение "Электронное пианино" и ваш ребёнок будет счастлив!  Это полезно и увлекательно! Только помните, что дети за компьютером должны проводить совсем немного времени.

Пойте вместе с нами!


 Малыши - музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации.
Прекрасно, когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция, развиваются чувства, вкус, память (как музыкальная, так и обычная). Ведь песня - это не только музыка, но еще и стихи. Кроме того, раннее пение - путь к развитию музыкальности. Именно ручеек хорошей песни рано или поздно приведет вашего малыша к хорошей музыке, как серьезной, так и лёгкой.

 Дорогие мамы и папы! Предлагаю вам разучить песни и вместе с вашими ребятишками петь их дома:

Мама спит. 
Маму я будить не буду
Перемою всю посуду,
Телевизор отключу
И тихонько помолчу.
Припев:
А-а-а-а-а
И тихонько помолчу!

Соберу свои игрушки,
Не шумите - им скажу.
Рядом с мамой на подушке,
Вместе с куклой полежу!
Припев:
А-а-а-а-,
Вместе с куклой полежу!

Сон приснится мне и маме,
Добрый, ласковый смешной.
Слон придет в большой панаме,
Мишки бегают за мной!
А-а-а-а-а,
Мишки бегают за мной!

Кошка мышки улыбнулась,
В небе солнышко горит.
В море рыбка говорит.
Тут и мамочка проснулась!
Припев:
А-а-а-а-а-а-а
Тут и мамочка проснулась


Бабушка, испеки оладушки.
  
Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Горячие и пышные,
С малиною и вишнею.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
Душистые и вкусные,
С грибами да с капустою.

Бабушка, бабушка, бабушка.
Испеки оладушки, оладушки –
С вареньем, со сметаною,


Как бабушка, румяные.

Комментариев нет:

Отправить комментарий